среда, 12 октября 2016 г.

Семен Кирсанов.

ПОД ОДНИМ НЕБОМ

Под одним небом на Земном Шаре мы с тобой жили,
где в лучах солнца облака плыли и дожди лили,

где стоял воздух, голубой, горный, в ледяных звездах,
где цвели ветви, где птенцы жили в травяных гнездах.

На Земном Шаре под одним небом мы с тобой были,
и, делясь хлебом, из одной чашки мы с тобой пили.

Помнишь день мрака, когда гул взрыва расколол счастье,
чернотой трещин - жизнь на два мира, мир на две части?

И легла пропасть поперек дома, через стол с хлебом,
разделив стены, что росли рядом, грозовым небом...

Вот плывут рядом две больших глыбы, исходя паром,
а они были, да, одним домом, да, Земным Шаром...

Но на двух глыбах тоже жить можно, и живут люди,
лишь во сне помня о Земном Шаре, о былом чуде -

там в лучах солнца облака плыли и дожди лили,
под одним небом, на одном свете мы с тобой жили.

Во весь голос. Soviet Poetry.
Moscow: Progress Publishers.


ПРЕДЧУВСТВИЕ

К Земле подходит Марс,
планета красноватая.
Бубнит военный марш,
трезвонит медь набатная.

В узле золотой самовар
с хозяйкой бежит от войны;
на нем отражается Марс
и первые вспышки видны.

Обвалилась вторая стена,
от огня облака порыжели.
- Неужели это война?
- Прекрати повторять "неужели"!

Неопытны первые беженцы,
далекие гулы зловещи,
а им по дороге мерещатся
забытые нужные вещи.

Мать перепутала детей,
цепляются за юбку двое;
они пристали в темноте,
когда случилось роковое.

A может быть, надо проснуться?
Уходит на сбор человек,
он думает вскоре вернуться,
но знает жена, что навек.

На стыке государств
стоит дитя без мамы;
к нему подходит Марс
железными шагами.

Семен Кирсанов. Собр. соч. в 4-х томах.
Москва: Худож. лит., 1974.

ОТНОШЕНИЕ К ПОГОДЕ

Солнце шло по небосводу,
синеву
    разглаживая.
Мы сказали про погоду:
- Так себе...
        неважная...-
Ни дымка
    в небесном зале,
обыщи
    все небо хоть!
Огорчившись,
        мы сказали:
- Что ни день,
        то непогодь!
Но когда
       подуло
            вроде
холодком
    над улицею,
мы сказали
        о погоде:
- Ничего,
       разгуливается!-
А когда
    пошли
        в три яруса
облака, ворочаясь,
мы,
  как дети,
        рассмеялися:
- Наконец
      хорошая!-
Дождь ударил
        по растеньям
яростно
    и рьяно,
дождь понесся
        с превышеньем
дождевого плана.
И, промокшая,
        без зонтика,
под навесом
        входа
говорила
    чья-то тетенька:
- Хороша погода!-
А хлеба
    вбирали капли,
думая:
    "Молчать ли вам?"
И такой отрадой пахли -
просто
    замечательно!
И во всем Союзе
            не было
взгляда недовольного,
когда
    взрезывала
            небо
магнийная
    молния.
Люди
  в южном санатории
под дождем
        на пляже
грома
    порции повторные
требовали даже!
Ветерки
    пришли
        и сдунули
все пушинки
        в небе.
Стало ясно:
        все мы думали
о стране
      и хлебе.

РАССВЕТ

Еще закрыт горой
            рассвет,
закрашен черным
            белый свет.

Но виден среди Альп
              в просвет
дневного спектра
            слабый свет.

Все словно сдвинуто
              на цвет,
и резкого раздела
              нет,—

где сизый снег,
            где синий свет
зари, пробившейся
            чуть свет.

Но вот заре
        прибавлен свет,
и небо смотрится
            на свет,

а краем гор
        ползет рассвет,
неся, как флаг,
            свой красный цвет.
<1956-1957>  

ЧЕТЫРЕ СОНЕТА

1

Сад, где б я жил,— я б расцветил тобой,
дом, где б я спал,— тобою бы обставил,
созвездия б сиять тобой заставил
и листьям дал бы дальний голос твой.

Твою походку вделал бы в прибой
и в крылья птиц твои б ладони вправил,
и в небо я б лицо твое оправил,
когда бы правил звездною судьбой.

И жил бы тут, где всюду ты и ты:
ты — дом, ты — сад, ты — море, ты — кусты,
прибой и с неба машущая птица,

где слова нет, чтоб молвить: «Тебя нет»,—
сомненья нет, что это может сбыться,
и все-таки — моей мечты сонет

2

не сбудется. Осенний, голый сад
с ней очень мало общего имеет,
и воздух голосом ее не веет,
и звезды неба ею не блестят,

и листья ее слов не шелестят,
и море шагу сделать не посмеет,
крыло воронье у трубы чернеет,
и с неба клочья тусклые висят.

Тут осень мне пустынная дана,
где дом, и куст, и море — не она,
где сделалось утратой расставанье,

где даже нет следа от слова «ты»,
царапинки ее существованья,
и все-таки — сонет моей мечты

3

опять звенит. Возможно, что не тут,
а где-нибудь — она в спокойной дреме,
ее слова, ее дыханье в доме,
и к ней руками — фикусы растут,

Она живет. Ее с обедом ждут.
Приходит в дом. И нет лица знакомей.
Рука лежит на лермонтовском томе,
глаза, как прежде карие, живут.

Тут знает тишь о голосе твоем,
и всякий день тебя встречает дом,
не дом — так лес, не лес — так вроде луга.

С тобою часто ходит вдоль полей —
не я — так он, не он — твоя подруга,
и все-таки — сонет мечты моей

4

лишь вымысел. Найди я правду в нем,
я б кинул все — и жизнь и славу эту,
и странником я б зашагал по свету,
обшарить каждый луг, и лес, и дом.

Прошел бы я по снегу босиком,
без шапки по тропическому лету,
у окон ждать от сумерек к рассвету,
под солнцем, градом, снегом и дождем.

И если есть похожий дом такой,
я к старости б достал его рукой:
«Узнай меня, любимая, по стуку!..»

Пусть мне ответят: «В доме ее нет!»
К дверям прижму иссеченную руку
и допишу моей мечты сонет.
1938
Семен Кирсанов. Стихотворения. Россия - Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в 50-ти книжках. Москва: Художественная литература, 1967

ЧУДО

Мой родной, мой земной,
     мой кружащийся шар!
Солнце в жарких руках,
     наклонясь, как гончар,

вертит влажную глину,
     с любовью лепя,
округляя, лаская,
     рождая тебя.

Керамической печью
     космических бурь
обжигает бока
     и наводит глазурь,

наливает в тебя
     голубые моря,
и где надо,- закат,
     и где надо,- заря,

И когда ты отделан
     и весь обожжен,
солнце чудо свое
     обмывает дождем

и отходит за воздух
     и за облака
посмотреть на творение
     издалека.

Ни отнять, ни прибавить
     такая краса!
До чего ж этот шар
     гончару удался!

Он, руками лучей
     сквозь туманы светя,
дарит нам свое чудо:
     - Бери, мол, дитя!

Дорожи, не разбей:
     на гончарном кругу
я удачи такой
     повторить не смогу!
1961

Эти летние дожди,
эти радуги и тучи -
мне от них как будто лучше,
будто что-то впереди.

Будто будут острова,
необычные поездки,
на цветах - росы подвески,
вечно свежая трава.

Будто будет жизнь, как та,
где давно уже я не был,
на душе, как в синем небе
после ливня - чистота...

Но опомнись - рассуди,
как непрочны, как летучи
эти радуги и тучи,
эти летние дожди.

Русская и советская поэзия для студентов-иностранцев. А.К.Демидова, И.А. Рудакова. Москва, изд-во "Высшая школа", 1969.

АД

                         Иду
                        в аду.
                       Дороги -
                      в берлоги,
                     топи, ущелья
                    мзды, отмщенья.
                   Врыты в трясины
                  по шеи в терцинах,
                 губы резинно раздвинув,
                одни умирают от жажды,
               кровью опившись однажды.
              Ужасны порезы, раны, увечья,
             в трещинах жижица человечья.
            Кричат, окалечась, увечные тени:
           уймите, зажмите нам кровотеченье,
          мы тонем, вопим, в ущельях теснимся,
         к вам, на земле, мы приходим и снимся.
        Выше, спирально тела их, стеная, несутся,
       моля передышки, напрасно, нет, не спасутся.
      Огненный ветер любовников кружит и вертит,
     по двое слипшись, тщетно они просят о смерти.
    За ними! Бросаюсь к их болью пронзенному кругу,
   надеясь свою среди них дорогую заметить подругу.
  Мелькнула. Она ли? Одна ли? Ее ли полузакрытые веки?
 И с кем она, мучась, сплелась и, любя, слепилась навеки?

 Франческа? Она? Да Римини? Теперь я узнал: обманула!
  К другому, тоскуя, она поцелуем болящим прильнула.
   Я вспомнил: он был моим другом, надежным слугою,
    он шлейф с кружевами, как паж, носил за тобою.
     Я вижу: мы двое в постели, а тайно он между.
      Убить? Мы в аду. Оставьте у входа надежду!
       О, пытки моей беспощадная ежедневность!
        Слежу, осужденный на вечную ревность.
         Ревную, лететь обреченный вплотную,
          вдыхать их духи, внимать поцелую.
           Безжалостный к грешнику ветер
            за ними волчком меня вертит
             и тащит к их темному ложу,
              и трет меня об их кожу,
               прикосновенья — ожоги!
                Нет обратной дороги
                 в кружащемся рое.
                  Ревнуй! Эти двое
                   наказаны тоже.
                    Больно, боже!
                     Мука, мука!
                      Где ход
                       назад?
                        Вот
                        ад.

Семен Кирсанов. Собр. соч. в 4-х томах. Москва: Худож. лит., 1974.

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Наши части отошли
   к лесу после боя.
Дорогую горсть земли
   я унес с собою.

Мина грохнулась, завыв,
   чернозем вскопала,-
горсть земли - в огонь и взрыв -
   около упала.

Я залег за новый вал,
   за стволы лесные,
горсть земли поцеловал
   в очи земляные.

Положил в платок ее,
   холстяной, опрятный,
горстке слово дал свое,
   что вернусь обратно;

что любую боль стерплю,
   что обиду смою,
что ее опять слеплю
   с остальной землею.
1941

ДОЖДЬ


Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист,
вскоре стал мир, как Эдем, свеж и опять чист.

И глядит луч из седых туч в зеркала луж -
как растет ель, как жужжит шмель, как блестит уж.

О, грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить,
все кусты ждут - дай ветвям жить, дай цветам пить.

Приложи к ним, световой луч, миллион линз,
загляни в грунт, в корешки трав, разгляди жизнь.

Загляни, луч, и в мою глубь, объясни - как
смыть с души пыль, напоить сушь, прояснить мрак?

Но прошел дождь, и ушел в лес громыхать гром,
и, в слезах весь, из окна вдаль смотрит мой дом.
Мысль, вооруженная рифмами. изд.2е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Составитель В.Е.Холшевников. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1967.
Жизнь моя,
        ты прошла, ты прошла,
ты была не пуста, не пошла.

И сейчас еще ты,
            точно след,
след ракетно светящихся лет.
Но сейчас ты не путь,
                 а пунктир
по дуге скоростного пути.

Самолет улетел,
                но светла
в синеве меловая петля.
Но она расплылась и плывет...
Вот и все,
        что оставил полет.
1964

К ВЕЧЕРУ


Вторая половина жизни.
Мазнуло по вискам меня
миганием зеркальной призмы
идущего к закату дня.

А листья все красней, осенней,
и станут зеленеть едва ль,
и встали на ходули тени,
все дальше удлиняясь, вдаль.

Вторая половина жизни,
как короток твой к ночи путь, 
вот скоро и звезда повиснет,
чтоб перед темнотой блеснуть.

И гаснут в глубине пожара,
как толпы моих дней, тесны,
любимого Земного шара
дороги,
    облака
         и сны.
<1945-1956>
Семен Кирсанов. Собр. соч. в 4-х томах. Москва: Худож. лит., 1974.

ОСЕНЬ

    Les sanglots longs...
         Раul Verlaine *

Лес окрылен,
веером - клен.
   Дело в том,
что носится стон
в лесу густом
   золотом...

Это - сентябрь,
вихри взвинтя,
   бросился в дебрь,
то злобен, то добр
лиственных домр
   осенний тембр.

Ливня гульба
топит бульвар,
   льет с крыш...
Ночная скамья,
и с зонтиком я -
   летучая мышь.

Жду не дождусь.
Чей на дождю
   след?..
Много скамей,
но милой моей
   нет!..

* Долгие рыдания...
Поль Верлен (франц.).

Семен Кирсанов. Собр. соч. в 4-х томах. Москва: Худож. лит., 1974.
Зеркала — на стене. Зеркала — на столе.
Смотрят два близнеца, друг за другом следя. По ночам — без лица, помутнев как слюда,
смутно чувствуют: дверь, кресла, угол стола,— пустота! Но не верь: не пусты зеркала!
***
в зеркалах не исчезают ничьи глаза, ничьи черты. Они не могут знать, не знают неотраженной пустоты.
Метет история осколки и крошки битого стекла, чтоб в галереях в позах стольких ложь фигурировать могла.
И тускло отражались веки в двуглавых зеркальцах монет. Все это спрятано навеки… Навеки, думаете? Нет!—
***
Покроет серебристый иней поверхность света и теней, пучки могущественных линий заставит он скользить по ней.
Еще туманно, непонятно, но калька первая снята, сейчас начнут смещаться пятна, возникнут тени и цвета,
И — неудачами не сломлен, в таинственнейшей темноте он осторожно, слой за слоем, начнет снимать виденья те,
которым не было возврата, и, зеркало зачаровав, заставит возвращаться к завтра давно прошедшее вчера!
***
Где бы я ни мелькал, где бы ты ни ждала — нет стены без зеркал! Ищут нас зеркала!
***

Творчество

Принесли к врачу солдата только что из боя, но уже в груди не бьется сердце молодое.
В нем застрял стальной осколок, обожженный, грубый. И глаза бойца мутнеют, и синеют губы.
Врач разрезал гимнастерку, разорвал рубашку, врач увидел злую рану — сердце нараспашку!
Сердце скользкое, живое, сине-кровяное, а ему мешает биться острие стальное...
Вынул врач живое сердце из груди солдатской, и глаза устлали слезы от печали братской.
Это было невозможно, было безнадежно... Врач держать его старался бесконечно нежно.
Вынул он стальной осколок нежною рукою и зашил иглою рану, тонкою такою...
И в ответ на нежность эту под рукой забилось, заходило в ребрах сердце, оказало милость.
Посвежели губы брата, очи пояснели, и задвигались живые руки на шинели.
Но когда товарищ лекарь кончил это дело, у него глаза закрылись, сердце онемело.
И врача не оказалось рядом по соседству, чтоб вернуть сердцебиенье и второму сердцу.
И когда рассказ об этом я услышал позже, и мое в груди забилось от великой дрожи.
Понял я, что нет на свете выше, чем такое, чем держать другое сердце нежною рукою.
И пускай мое от боли сердце разорвется — это в жизни, это в песне творчеством зовется.
1943

Над нами

На паре крыл (и мне бы! и мне бы!) корабль отплыл в открытое небо.
А тень видна на рыжей равнине, а крик винта — как скрип журавлиный,
А в небе есть и гавань, и флаги, и штиль, и плеск, и архипелаги.
Счастливый путь, спокойного неба! Когда-нибудь и мне бы, и мне бы!..
1934

Нет Золушки

Я дома не был год. Я не был там сто лет. Когда ж меня вернул железный круг колес — записку от судьбы нашел я на столе, что Золушку мою убил туберкулез.
Где волк? Пропал. Где принц? Исчез. Где бал? Затих. Кто к Сказке звал врача? Где Андерсен и Гримм? Как было? Кто довел? Хочу спросить у них. Боятся мне сказать. А все известно им.
Я ж написал ее. Свидетель есть — перо. С ней знался до меня во Франции Перро! И Золушкина жизнь, ее «жила-была» — теперь не жизнь, а сон, рассказа фабула.
А я ребенком был, поверившим всерьез в раскрашенный рассказ для маленьких детей. Все выдумано мной: и волк, и дед-мороз... Но туфелька-то вот и по размеру ей!
Я тоже в сказке жил. И мне встречался маг. Я любоваться мог хрустальною горой. И Золушку нашел... Ищу среди бумаг, ищу, не разыщу, не напишу второй.

Комментариев нет:

Отправить комментарий