понедельник, 29 февраля 2016 г.

АВТОБИОГРАФИЯ иллюстрированная Игорем Губерманом



                                        АВТОБИОГРАФИЯ
                    иллюстрированная Игорем Губерманом 

                              Увы, подковой счастья моего
                              Кого-то подковали не того...

          Я родился в России, в стране нескончаемых противоречий, где ничего нельзя ни понять, ни тем более сделать, так как

                              Российский жребий был жестоко
                              Однажды брошен волей Бога:
                              Намного западней Востока,
                              Восточней Запада - намного.

          В условиях советского тоталитаризма

                              В России жил я как трава
                              И меж такими же другими,
                              Сполна имея все права
                              Без права пользоваться ими.

          Понимая, что невозможно сделать что-либо, не вступая в противоречие с собственной  совестью, я не вступил в партию, хотя  прислушиваясь к инстинкту самосохранения и не позволял
себе открытых выступлений, в общем

                              Вовек я власти не являл
                              Ни дружбы, ни вражды.
                              А если я хвостом вилял -
                              То заметал следы!    
                
отчётливо понимая даже во времена своей диссидентской деятельности, что  герои не бывают с кукишем в кармане, а принципиальность до какой-то определённой черты – это, может быть, худшая беспринципность. Да-да , это касается не только меня, но и тебя, дорогой друг, читающего сейчас эти строки, так как

                              Хвалишься ты зря, что оставался
                              Честным, неподкупным и в опале.
                              Многие, кто впрямь не продавался -
                              Это те, кого не покупали.

          Я любил в молодости много читать, что конечно сформировало мой вкус и эрудицию, но сегодня я отчётливо вижу, что

                              Книги много лет моих украли,
                              Ибо в ранней юности моей
                              Книги мне поклялись (и соврали!)
                              Что, читая, стану я умней.  

          Именно книги выработали у меня созерцательный характер, я принимаю жизнь такой, какова она есть, мои запросы всегда соответствуют моим возможностям, упорство - вовсе не главный стержень моего характера.

                              Я свои пути стелю полого,
                              Мне уютна лени колея.
                              То, что невозможно - дело Бога.
                              Что возможно - сделаю не я.  
       
И Бог, похоже, вполне сочувствует этой моей жизненной философии, потому что
                              Чтоб я не жил, сопя натужно
                              Устроил Бог легко и чудно,
                              Что всё ненужное мне трудно,
                              А всё что трудно - мне не нужно.

          Приблизительно в 20 лет я ощутил себя евреем, и это чувство не было ни униженным, ни половинчатым, т.к.   

                              Люблю я племя одержимое
                              Чей дух кипит и торжествует 
                              Стремясь постичь непостижимое,
                              Которого не существует.       

Но положение евреев в  России, а в Сов. Союзе  в особенности, было достаточно напряжённым.

                              Как ни скрывался в чуждой вере
                              У всех народов и времён,
                              Еврей заочно к высшей мере
                              Всегда бывал приговорён.

          В молодости я любил женщин  (а кто их не любил?) без высоких духовных запросов:

                              Не зря люблю я дев беспечных,
                              Их речь ясна и необманчива.
                              Ключи секретов их сердечных
                              Бренчат зазывно и заманчиво. 

Впрочем, и в браке я исповедовал теорию, что
                       
                              Зов самых лучших побуждений
                              По бабам тайно водит нас.
                              От посторонних похождений
                              Семья милей во много раз! 

          Политикой я никогда не интересовался, отчётливо ощутив однажды грязь этого дела, 

                              Весь день сегодня ради прессы
                              Пустив на чтение запойное,
                              Вдруг ощутил я с интересом,
                              Что проглотил ведро помойное.

          К выпивке я относился сдержанно, хотя всегда мог выпить достаточно прилично. С возрастом           

                              Стало сердце покалывать скверно,
                              Стал ходить - будто ноги по пуду ...
                              Больше пить я не буду, наверно,
                              Хоть и меньше, конечно, не буду!

          Всегда я любил поспорить, понимая, что это лучший способ выявить суть предмета, но к сожалению

                             Я часто спорю, ярый нрав
                              И вздорность не тая.
                              И часто в спорах я не прав,
                              Но чаще - прав не я.

          Я покинул Россию по нескольким причинам, в том числе и  из-за антисемитизма, потому что  
                       
                              Ах, как бы нам за наши штуки 
                              Платить по счёту не пришлось.
                              Еврей! Как много в этом звуке
                              Для сердца  Русского слилось!      

но присмотревшись здесь, в эмиграции, к еврейскому народонаселению, которое вместе со всеми своими пожитками
привезло сюда и сов. ментальность, отягчённую национальным колоритом, сделал заключение    
                    
                             Живу я легко и беспечно,
                              Хотя уже склонен к мыслишкам,
                              Что все мы евреи, конечно,
                              Но  многие всё-таки слишком.

          На именинах и прочих посиделках, мне редко когда бывает интересно. Вот, например:

                              Вчера я пил на склоне дня
                              Среди седых мужей науки.
                              Когда б там не было меня
                              То я бы умер там со скуки!

          Здесь изменилось и моё отношение к женщинам , поскольку

                              Увы, когда с годами стал я старше,
                              Со мною стали суше секретарши ...         
 И к сожалению,
                              Наступила в судьбе моей фаза
                              Упрощения жизненной драмы:
                              Я у дамы боюсь не отказа
                              А боюсь я согласия дамы.                          
          Полагаю, что скоро
                              Глаза ещё скользят по женской талии
                              А мысли очень странные плывут,
                              Что я уже вот-вот куплю сандалии,
                              Которые меня переживут.

          Здесь же, в эмиграции,  я резко ощутил выпятившуюся вдруг проблему "отцов и детей".

                              Не ведая притворства, лжи и фальши,
                              Без жалости, сомнений и стыда,
                              От нас уходят дети много раньше,
                              Чем из дому уходят навсегда.

          Не понимаю, в этой ситуации, я только сам себя:

                              Уже мы стали старыми людьми,
                              Но столь же суетливо беспокойны,
                              Вступая с непокорными детьми
                              В заведомо проигранные войны.

          Жаловаться мне не на кого и не на что, но и хвалиться нечем:

                              И вкривь и вкось, и так и сяк,
                              Идут дела мои блестяще.
                              А вовсе наперекосяк
                              Они идут гораздо чаще.

          И тут я прихожу к очень важному для меня выводу, что мой жизненный результат есть прямое следствие одной из существенных составляющих моего характера - природной лени. Но

                              На лень мою я не в обиде,
                              Я не рождён иметь и властвовать.
                              Меня  Господь назначил видеть,
                              А не кишеть и соучаствовать.         

Ретроспективно я понимаю, что

                              Течёт сквозь нас река времён,
                              Кипя вокруг, как суп.
                              Был молод я и неумён,
                              Теперь я стар и глуп.              

Время пролетело оглушительно быстро:

                              Куда течёт из года в год
                              Часов и дней сумятица?
                              Наверх по склону жизнь идёт,
                              А вниз по склону катится ...

          А почему? А потому, что утерян смысл жизни, где всегда центром вселенной предполагалась собственная личность.

                              В час важнейшего в жизни открытия,
                              Мне открылось, гордыню гоня,
                              Что важнейшие в мире события
                              Превосходно текут без меня!

          И смысл жизни остался для меня теперь только в двух ипостасях:

                              Много нашёл я в осушенных чашах,
                              Бережно гущу храня:
                              Кроме здоровья и близостей наших,
                              Всё остальное - херня!
          Я, наверное, по натуре пессимист, я принимаю в расчёт возможность наихудшего варианта. Ежели выпадет что-либо лучшее - что ж, пусть это будет неожиданным подарком.
Но с другой стороны         

                             Чуя близость печальных превратностей,
                              Дух живой выцветает и вянет.
                              Если ждать от судьбы неприятностей,
                              То судьба никогда не обманет.
         
Я не азартен, так как хорошо знаю, что удача  - явление очень временное для меня.

                              Я не пьянею от удачи,
                              Поскольку знаю наперёд.
                              Как быстро всё пойдёт иначе
                              И сложится наоборот.                

Хотя я и понимаю, что "вся наша жизнь - игра!", вывод из размышлений очень неутешителен:

                              С азартом жить на свете так опасно,
                              Любые так рискованы пути,                                                                                                                                                                                                                                               .                             Что понял я однажды очень ясно -                                                                                                                                                                     Живым из этой жизни не уйти! 

          Я всегда знал, что своё место под солнцем надо заработать, само по себе "счастье" и радости жизни ниоткуда не сваляться, и вообще - ничего в жизни нельзя приобрести, не утратив, поэтому

                              Как бы счастье вокруг не плясало,
                              Приглашая на вальс и канкан,
                              А бесплатно в судьбе только сало,
                              Заряжаемое в капкан. 

                    Что прекрасно иллюстрируется выводом о невозможности соотнести усилия и отдачу.

                              Я не считал, пока играл,
                              Оплатит жизнь моя
                              И те долги, что я не брал
                              И те, что брал не я.

          В связи с вышеизложенным, ясно ощущаю некоторую неудовлетворённость своим положением, хотя и понимаю, что это очень неприятно, так как

                              Подвержены мы горестным печалям
                              По некой, очень мерзостной причине:
                              Не радует нас то, что получаем,
                              А мучает, что недополучили.

          Но и выслушивать советы доброхотов, как следует идти по жизни в ногу со временем не хочу            

                              Когда нас учит жизни кто-то,
                              Я весь немею,
                              Житейский опыт идиота
                              Я сам имею!

          Но!
                              Уже по склону я иду,
                              Уже смотрю издалека,
                              А всё ещё чего-то жду
                              От телефонного звонка...

          И задаюсь вопросом:

                              А вдруг устроена в природе
                              Совсем иная череда,
                              И не отсюда мы уходим,
                              А возвращаемся туда?

   

Комментариев нет:

Отправить комментарий