В своей книге "Я, Майя
Плисецкая" гениальная балерина походя упоминает таксу Бати, замечая в
скобках: "подарок Марии Шелл". Доверчивый читатель, уже растаявший
под излучение обаяния Майи Михайловны, проглатывает эти строчки про таксу и
ссылку на Марию Шелл, как сама такса - горькие пилюли, вдавленные в кусок
сливочного масла. И только самые сообразительные псы вместо того, чтобы
слопать угощение, его выплевывают.
|
Стоп. Какая
еще Мария Шелл? Да та самая знаменитая киноактриса, которая снималась у Лукано
Висконти в фильме "Белые ночи". Недавно были опубликованы ее
мемуары, в которых Шелл призналась: у нее был многолетний роман с русским
композитором Родионом Щедриным. Из-за него она даже чуть было не покончила
жизнь самоубийством. Естественно, об этом в мемуарах Плисецкой ни слова.
Равно как и ни тени намека на то, что в ее отношениях с Родионом Щедриным не
все было безоблачно.
|
Имя соперницы
употреблено всуе. И не означает ровным счетом ничего. Ни перегоревшей
ненависти. Ни упрека мужу. Ни чувства превосходства, с которым законные жены
взирают на любовниц. Такса - это просто такса. И нужна рассказчице только для
того, чтобы сравнить свою реакцию на музыку Щедрина с реакцией Бати - та
нестерпимо завыла при первых звуках телевизионного исполнения какого-то опуса
Щедрина.
|
Кстати, дом в
Мюнхене, где сейчас живут Щедрин и Плисецкая, купила и подарила любовнику
Мария Шелл.
|
Золотая рыбка
|
Любовь всегда
загадка. И, может, разгадка (если она вообще нужна) в том, что Щедрин и
Плисецкая встретились в доме одной из самых обольстительных, несгибаемых и
загадочных женщин ХХ века - Лили Брик?
|
Началось с
того, что как-то Лиля Брик прокрутила Щедрину запись из своей домашней
фонотеки: Плисецкая идеально точно спела сложную мелодию из балета Прокофьева
"Золушка". Чуть позже, в 1955 году, они познакомились - начинающий
двадцатитрехлетний композитор и тридцатилетняя прима Большого театра, чья
гениальность была видна сразу, с порога, со взгляда, с жеста, с поворота
головы.
|
Брик не могла
не обожать Плисецкую. И - наоборот. Эти две женщины имели слишком много
общего. Но самое главное (в нашем случае) - они всегда сами выбирали, кого
любить, кого карать, кого оставить себе служить, а про кого счастливо забыть.
Кстати, и та и другая равно были образцово-показательными музами. Но об этом позже.
|
Так что
участь Родиона Щедрина была в известной мере предрешена. Плисецкая сразу же
придумала повод для новой встречи: сказала, что давно хочет поставить танец
на музыку из чаплинского фильма "Огни рампы" и попросила записать
ноты мелодии. Щедрин быстро исполнил просьбу, но танец так и не был
поставлен.
|
Снова они
встретились лишь три года спустя. В марте 1958-го, после блистательной
премьеры "Спартака", Щедрин сам позвонил Плисецкой и попросился к
ней в тренировочный класс. Она надела черный облегающий купальник из эластика
с большим вырезом. Щедрин смутился и быстро ушел. Но вечером того же дня
позвонил и предложил покататься по Москве. С
тех пор они вместе.
|
О браке никто
не говорил. Но покорность, с которой Майя Плисецкая "вела" этот
роман, удивляла многих. Они уехали на берег Ладожского озера, в Сортавалу.
Жили в лесу, в неотапливаемом коттедже. Зверски кусали комары, и умываться
приходилось из деревенского рукомойника. Зато Родион рыбачил в свое удовольствие.
|
Потом на
новой машине Щедрина они отправились в Сочи. Покупали еду в придорожных
селах, спали в машине и много говорили о музыке, танце, будущих постановках.
|
Вернувшись
домой, Плисецкая поняла, что беременна. Она была в самом зените славы (знать
бы тогда, что зенит этот затянется на два десятилетия - случай в балете
беспрецедентный). Несмотря на горячие протесты
Щедрина, Майя решила не рожать.
|
Самый романтичный,
страстный и трагичный период в их отношениях закончился тем, что 2 октября
1958 года Родион Щедрин и Майя Плисецкая зарегистрировали свой брак.
|
Иногда Майя
Михайловна говорит, что ей даже пришлось уговаривать Щедрина жениться на ней.
Шутка, которую может позволить себе только бесконечно уверенная в себе
женщина.
|
Одилия и Одетта
|
Брак с
Щедриным поставил точку и в фантастических рассказах о романах примы. Друзья
говорили о Плисецкой, что она чересчур влюбчива. Враги - что она гуляет направо
и налево. Но в чем сходятся и те и другие: Плисецкая всегда безумно
влюблялась.
|
Способностью
чувствовать она была одарена так же щедро, как танцевальным талантом. А
может, в ее случае это было одно и то же. Есть же точка зрения, что талант
непосредственно связан с чувственностью и имеет один источник -
сексуальность. Это с колокольни психоаналитиков. А послушать коллег
Плисецкой, те считают, что ее размашистые увлечения были естественным
следствием карьерного "зажима". Ставка в Большом была сделана на
Уланову. Да, зал взрывался аплодисментами, когда Плисецкая выходила на сцену.
Но она была беспрецедентно для балета высокая (164 см), длинноногая. Плюс
репрессированный отец, сосланная в Казахстан мать, родственники за границей и
"пятый пункт" в паспорте. Да, всех заморских гостей вели на
"Лебединое" с Плисецкой, но из страны ее никуда не выпускали, и не
то что о мировой славе - даже о возможности быть признанной коллегами за
рубежом и речи быть не могло.
|
Так что
выходов для темперамента было два. Танцевать в "Лебедином", сколько
партия прикажет. И вытирать ноги о мужские сердца - столько, сколько самой
захочется.
|
В своих
мемуарах Майя Михайловна с больной нежностью пишет о первой любви - Вячеславе
Голубине. С ним она подрабатывала в концертах в начале сороковых и целовалась
за кулисами. В 1947 году Голубин должен был танцевать с Плисецкой
"Лебединое озеро" на молодежном фестивале в Праге. На первой же
репетиции Плисецкая, не вписавшись в поворот, ударила Славу локтем в нос. На
открытый перелом наложили швы, а танцовщика отправили в Москву. Больше Голубин с Плисецкой не танцевал.
|
Чем плохи
служебные романы, так это необходимостью после разрыва существовать на одной
территории. После разрыва с Плисецкой Голубин стал пить. Он быстро ушел со
сцены (и несколько лет спустя повесился в своей квартире).
|
Роман с
Эсфендьяром Кашани тоже вызвал много разговоров. Майя Михайловна вообще
никогда не делала секрета из своих увлечений. Прима приезжала домой к
танцовщику из кордебалета на черном лимузине с шофером. И это в сорок
девятом, когда московские машины можно было по пальцам пересчитать! Шофер,
естественно, оставался в лимузине. Соседи - а дело происходило в рабочем
районе Шаболовки, где были только коммуналки - в свой кайф сплетничали, что "она
за ним бегает" (красавец-перс очень нравился женщинам).
|
Они
познакомились в тренировочном классе, у балетного станка. По воспоминаниям
Эсфендьяра Хусейновича, неожиданно и сразу понравились друг другу. Веселая, открытая, Майя Плисецкая всегда обращала на себя
внимание.
|
"У Майи
был особый талант, и где бы она ни находилось, сразу становилось ясно: она -
первая, она - звезда,- вспоминает Эсфендьяр Кашани.- Когда она танцевала в
"Дон Кихоте", с первого ее выхода и до конца первого акта стоял
беспрерывный гром аплодисментов. Только она появлялась на лесенке с веером -
зал начинал реветь".
|
По утрам они
виделись в классе, потом гуляли или ходили в кино. Кашани был принят в доме
Плисецких. Мать Майи благоволила к юноше (Кашани был младше Майи на пять лет).
Майя была дружна с матерью Кашани. Роман кончился так же внезапно, как и
начался. Плисецкая оставила Кашани, даже не
объяснившись.
|
В середине
70-х Кашани ушел из Большого театра и стал работать с тренером по фигурному
катанию Татьяной Тарасовой - ставил хореографию в танцах на льду. Знаменитые
Моисеева и Миненков - его работа.
|
Впрочем,
давнишний роман не помешал Плисецкой и Кашани танцевать вместе в
"Вальпургиевой ночи". А вот своего первого мужа, Мариса Лиепу,
Плисецкая при возможности - а возможностей, работая в одном театре, море -
уязвляла очень чувствительно и изящно.
|
Так, выделив
Лиепе партию Вронского в балете Щедрина "Анна Каренина", Плисецкая
скоро передумала. Партию отдали Александру Годунову, а Лиепе предложили роль
обманутого Каренина. После спектаклей они втроем, улыбаясь, выходили на
поклоны, а когда опускался занавес, холодно кивали друг другу и молча
расходились по своим гримуборным.
|
Вы, конечно,
будете смеяться, но Лиепа тоже был младше Плисецкой - аж на одиннадцать лет.
Они познакомились в Большом театре во время декады латвийского искусства. То,
что у них роман, было ясно каждому, кто видел их вместе. Сразу же Плисецкая и
Лиепа начали репетировать "Лебединое озеро" (мы же говорили, что вы
будете смеяться). И когда Плисецкой предложили выступить с балетом в
Будапеште - это был первый ее выезд за границу после длительного перерыва! -
она захотела поехать именно с Лиепой. Но в Министерстве культуры и в КГБ
кандидатура Мариса не прошла. Тогда
Плисецкая, недолго думая, расписалась с партнером. Их выпустили.
|
Естественно,
скоро она от него ушла.
|
Старосветские помещики
|
"Кармен-сюита",
"Анна Каренина", "Конек-Горбунок", "Дама с собачкой",
"Чайка" - все эти балеты Щедрин написал для жены. Причем три из них Плисецкая сама и поставила.
|
Уланова ушла
со сцены в сорок один. У Плисецкой, как говорят критики, творческий пик
пришелся на период с сорока до пятидесяти лет. В
семьдесят она танцевала на своем юбилее.
|
- Мечтаю об
одном - чтобы Щедрин побольше пожил,- сказала Майя Плисецкая в одном из
недавних интервью.- Без него жизнь для меня теряет
интерес.
|
- Без Майи
Михайловны не только многое не было бы написано, но и музыка моя, наверное,
была бы другой,- вторит ей Щедрин.
|
- Я думаю,
все обстоит немножечко наоборот,- отвечает Майя.- Это Родион Константинович
продлил мою сценическую жизнь. Полагаю, что как композитор он мог бы обойтись
без меня, а вот я без него - нет.
|
Они всегда
подчеркивали, что их соединяют не только чувства - общее дело, музыка, балет.
"С тех пор как я вышла замуж за Щедрина, танцую для него",- не
устает повторять Плисецкая.
|
Ну, не совсем
для Щедрина.
|
И для Роберта
Кеннеди немножко тоже. Роман вполне мог бабахнуть аж на два континента:
Плисецкая и Кеннеди родились в один день. Узнав об этом, Кеннеди чмокнул Майю
Михайловну в щеку (дело было, естественно, после просмотра
"Лебединого"). "Между нами словно искра пробежала",-
говорит Плисецкая. На день рождения, который прима встретила в Бостоне,
Кеннеди прислал ей гигантский букет белых лилий, корзину вина и золотой
браслет. А когда Плисецкая в 1966 году приехала в США, Роберт, уже сенатор,
пригласил ее на экскурсию по Нью-Йорку. Майя опоздала на полчаса, и Кеннеди
купил ей в подарок будильник фирмы "Тиффани" - молчаливый намек на
опоздание. Они обедали, гуляли. Но если бы Майя Плисецкая могла сказать хоть
пару слов по-английски! Из этого мог бы получиться великолепный роман. Но без
переводчика разговор не клеился - ведь не на каждое свидание можно взять
советского посла (на первой их встрече звездной паре переводил посол в США
Анатолий Добрынин).
|
Ложка дегтя:
в Большом к безоблачному семейному счастью нашего творческого дуэта относятся
со здоровым скептицизмом. Сусанна Николаевна Звягина, председатель совета
ветеранов ГАБТ, многие годы проработавшая вместе с Плисецкой, сказала, что в
коллективе считали: Плисецкая делала карьеру, а Щедрин ее
"подпирал". Ни для кого не было секретом, что Плисецкая и Щедрин
часто находились на грани разрыва - Щедрин якобы много раз уходил от Майи
Михайловны. И только здравые доводы парткома (дескать, кто будет танцевать в
ваших, товарищ Щедрин, балетах и в каком театре, если вы слиняете?)
возвращали взбунтовавшегося мужа в лоно семьи.
|
Так что такса
- это всего-навсего такса. Никто не любит нас так безответно, как животные,
подаренные любовницами наших мужей.
|
Вот уже сорок
два года совместной жизни эти два титана русской культуры обращаются друг к
другу, как старосветские помещики : Маинька и Робинька.
|
|
понедельник, 29 февраля 2016 г.
Майя Плисецкая
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий