вторник, 22 марта 2016 г.

книга Арона Шнеера "Плен"

книга Арона Шнеера "Плен"

interesting
x

Alexandra Elman izi27774@gmail.com

18.12.11
кому: мне
   
Перевести сообщение
Отключить для языка: русский
Я.Г.Живолуп и Т.К. Жвания, бывшие военнопленные, свидетельствуют, что в Кременчугском лагере № 306-В в декабре 1941 г. главный врач лагеря немец Орлянд в сильный мороз выстроил на поле около  «30-ти военнопленных, в том числе 21 чел. квалифицированных врачей, большинство из них еврейской национальности:
    1.Туравец – доцент Киевского медицинского института
    2. Крейнис Владимир Яковлевич – доцент из г. Таганрога
3.  Форштейн Михаил  – детский врач из г. Баку
4.  Оксемтемгер (или Оксенгентер) – врач-хирург из г. Николаева
5.  Молдовский (или Малдовский) – врач-терапевт из г. Одессы
6.  Тучинский – врач-терапевт из г. Киева
7.  Якубовский – врач-терапевт
8. Дмитриев – врач-терапевт из г. Воронеж
9. Гольдберг - врач-хирург
10. Костман (или Котман) – врач-терапевт из г. Одессы
11. Цицишвили Коча – фельдшер из г. Тбилиси
12. Мисельмахер –  детский врач из Киева  –                                                               
и других, фамилии которых не помним. Всех их раздели до нижнего белья, затем заставили копать яму. После того как яма была вырыта, Орлянд приказал напустить в нее нечистот из уборной, когда это было сделано, Орлянд загнал  в эту яму свои жертвы и заставил их выкупаться в нечистотах, а после этого приказал полицейским использовать их на очистке уборной, что и было сделано. После этого Орлянд приказал вновь их выстроить во дворе и расстрелять» [74] .
В том же лагере, по свидетельству бывшего военнопленного И.Цим-балиста, в марте 1942 г. были расстреляны 70–80 раненых военнопленных, привезенных из села Еремеевка Градижского района Полтавской области.  В этой группе было много евреев: «подполковники, капитаны, лейтенанты и врачи – 2 доцента: Портнов – доцент Ростовского мединститута и Геккер – доцент профессора Филатова. При расстреле присутствовали немецкие врачи Шульке и Орлянд. Обреченных подводили к яме, двое держали за руки, а третий стрелял в затылок из револьвера» [75] .
   Выпускник Самарской военно-медицинской академии Н.Д.Князев, попавший в плен  в Харьковском окружении, был одним из врачей гросс-лазарета Славута.  По его словам, среди медиков было немало евреев, «как-то на первых порах нам русским друзьям и коллегам удавалось какими-то разными ухищрениями скрывать и сохранять их от гитлеровских ищеек.  В дальнейшем лагерный режим стал резко ужесточаться, усилились ежедневные проверки и поиск евреев, комиссаров, чекистов. Таким образом, к осени и первым месяцам зимы 1942  г все подвалы казарменных корпусов (карцеры) были переполнены неугодным контингентом военнопленных, в основном это были евреи. Среди них оказалось много врачей – наших близких коллег:
 Эркин Семен Михайлович, 1915 г.р., врач 6-го блока концлагеря, житель  Самары, ул. Аксаковская 167, кв.12;
Гончаров Михаил (помнится такое имя), врач из 2-го блока;
 Ковляр (имя забыто) 1912 г.р. , врач  из 2-го блока;
Добин (инициалы не помню) 1910-1912 г.р., врач-стоматолог из 4-го блока;
Векслер Леонтий (Лева) 1915-1918 г. р., санитар вновь сформированной 28-й ОРМУ (отдельной роты медицинского усиления) Юго-Западного фронта. Рота полностью состояла из медперсонала запаса Киева и в основном состояла из евреев.  В конце сентября 1941 г. попал в плен под Прилуками. 
Все они были расстреляны в один из первых дней декабря 1942 года.   С утра до вечера тянулась под усиленной охраной километровая колонна узников – евреев, ведя друг друга под руки, не ходячих  везли на ручных тележках.   Все они были из 5-го, 6-го, 7-го блоков и из подвалов, куда жертвы заранее изолировались. Щли они к  глубоким траншеям, заранее приготовленным на опушке леса напротив 1 и 2-го блоков.  Расстреливались по 20 человек. Так партия  за партией.  Лишь один из них накануне расправы попытался бежать.  Это был Фастовский Евгений Абрамович, 1911 г.р. Врач понтонного батальона, попал в плен под Харьковым.  Он уговорил, вероятно, охранника из состава русских полицаев внутренней охраны и на ночь остался за пределами карцера. А когда подошла ночь, Евгений пошел на последний отчаянный риск: полез от безысходности создавшегося положения  на многорядную проволочную оградительную стену высотой до 4-х метров. И только, как свидетельствовали очевидцы наутро, достиг верхних рядов заграждения,  тут же наружной охраной был застрелен и висел на проволоке несколько дней для острастки остальным храбрецам...   До призыва  в армию Е.А.Фастовский проживал в Киеве, возможно, кто-то из близких разыскивает его до сего времени...» [76]
  Там же в  начале августа 1942 г. «в субботу расстреляли 36 евреев, среди них 6 женщин. Видно врачи, санитарки - молодые. Один врач из Житомира» [77] 
В январе 1942 г. были расстреляны все евреи-врачи Луцкого лагеря для военнопленных [78] .
По словам  армейского хирурга 20-й армии Погребенова, в феврале 1942 г. среди военнопленных врачей 

Комментариев нет:

Отправить комментарий