суббота, 26 марта 2016 г.

ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ

ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (БАЛЕТ. ЧАСТЬ 2 - БАЛЕРИНЫ ЗИНАИДЫ СЕРЕБРЯКОВОЙ )

Воскресенье, 16 Декабря 2007 г. 19:04 + в цитатник 
НАСЛЕДНИЦА ДИНАСТИИ БЕНУА-ЛАНСЕРЕ - ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА.

Русская художница, мастер живописи, представительница неоклассического течения внутри русского модерна, одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.

 (275x324, 19Kb)  (260x324, 11Kb)  (251x313, 15Kb)

Зинаида Серебрякова Автопортреты 1900, 1921 и 1956 годов.

Родилась 30 ноября (12 декабря) 1884 в родовом имении «Нескучное» (Белгородский уезд, Курская губерния, ныне в Харьковской области Украины) в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа - Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитый художник, отец, Евгений Лансере — известный скульптор, а мать — Екатерина Николаевна (1850 — после 1925), сестра Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Один из её братьев, Лансере, Николай Евгеньевич, — талантливый архитектор, а другой её брат, Лансере, Евгений Евгеньевич, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики. Русско-английский актёр и писатель Питер Устинов — тоже родственники Зинаиды Серебряковой.




Отец художницы умер от туберкулёза, сам не дожив до сорока, а девочке тогда не исполнилось ещё и двух лет. С раннего детства воспитывалась вместе с братом в семье деда по матери, архитектора Н.Л.Бенуа. В 1886 году после смерти мужа мать художницы, урождённая Бенуа, вместе с шестью детьми возвратилась из Нескучного в отчий дом в Петербург. Обстановка в семье Бенуа была особенной: в ней царили поклонение классическому искусству, духовные интересы.
Начиная с 1898 года каждое лето она проводит в Нескучном, с радостью вырываясь сюда из хмурого Петербурга. Неподалёку от усадьбы Лансере на другом берегу реки на хуторе находится и домик Серебряковых.
Борис Анатольевич Серебряков — двоюродный брат художницы. Его мать — Зинаида Александровна Лансере — родная сестра отца художницы. С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. Они рядом и в Петербурге, и в Нескучном. Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни, и родные принимают их отношения. Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников.
В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу-мастерскую, основанную княгиней М. К. Тенишевой. Она была ученицей И. Е. Репина (с 1901 года) и художника-портретиста О.Э.Браза в (1903—1905 годах).
В 1902—1903 она путешествует в Италию.
9 сентября 1905 свадьба Зинаиды Лансере и студента (позднее железнодорожного инженера-путейца) Бориса Серебрякова состоялась после долгих мытарств, поездок в Белгород и Харьков к духовным властям. Зинаида принимает фамилию мужа. Этот счастливый брак принёс супругам четверых детей - сыновей Женю и Шуру, дочерей Таню и Катю. (Все они впоследствии связали свою жизнь с искусством, стали художниками, архитекторами, декораторами.)
После свадьбы молодые отправились в Париж.
В 1905—1906 Зинаида занимается в академии «Гран Шомьер (Academie de La Grande Chaumiere) в Париже, а Борис записался в Высшую школу мостов и дорог в качестве вольнослушателя.
Через год, полные впечатлений, супруги возвращаются домой. Зинаида напряжённо работает в Нескучном — пишет этюды, портреты и пейзажи, а Борис как заботливый и умелый хозяин косит камыш, сажает яблоневые деревья, следит за обработкой земли и урожаем, увлекается фотографией.
Со времён ученичества Зинаида старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы — «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) — рассказывают о её поисках и остром ощущении красоты русской земли. Эти этюды с натуры показывают, что, несмотря на молодость, её замечательный талант, её твёрдая рука и смелость были очевидны.
Широкую известность принес Серебряковой автопортрет (1909, Государственная Третьяковская галерея); впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром Искусства» в 1910. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) — зрелые работы, твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.
В 1914—1917 творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она рисует серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914—1915, Русский музей).
Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея).
В 1916 Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Успешно дебютировала как мастер монументальной живописи. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц (в архитектуре не осуществлены). В это же время она работает над большой картиной на темы славянской мифологии, которая осталась незаконченной.
В 1910-е годы выдвинулась в число ведущих художников русского неоклассицизма; писала гармонически ясные по композиции и цвету портреты, пейзажи и жанры ( Жатва, 1915, Художественный музей, Одесса). Ряду ее образов свойствен поэтически-созерцательный эротизм специфически женского, феминистского толка (В бане, 1913, Русский музей) и — при внешней простоте мотивов — прочувствованный символический подтекст (Карточный домик (1918-1919), ставший своеобразным реквиемом «серебряного века»).
Зинаида встретила Октябрьскую Революцию в родном имении Нескучное. Её жизнь внезапно переменилась. После того, как имение было сожжено в революционные годы бандами пришельцев-анархистов (к великому горю местных крестьян, почитавших всех членов семьи Лансере), художница перебралась в Харьков. В 1919 умирает от тифа её муж, Борис. По дороге Харьков в воинской теплушке Борис заразился сыпным тифом и через несколько дней умер от сердечного паралича.
Четыре портрета мужа, которые были написаны ею намного позже, хранятся в собраниях Татьяны и Евгения Серебряковых, Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.
Она остается с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Голод. Запасы Нескучного разграблены. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение «Карточный Домик», показывающий всех четверых осиротевших детей.
Она отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов.
Осенью 1920 года она получает предложения перевестись в Петроградский отдел музеев или занять место профессора в Академии художеств. Были получены не только вызовы, дающие право на возвращение в Петроград, но и литеры на всю семью для бесплатного проезда.
В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Ей повезло — в эту квартиру поселили «на уплотнение» не «новых хозяев жизни», а артистов театра МХАТ. В этот период она рисует на темы из театральной жизни.
Большой радостью для художницы было полученное разрешение бывать в дни спектаклей за кулисами Мариинского театра. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций балерин Государственного академического театра оперы и балета в Петрограде (бывшего Мариинского, 1920-1921).
Несомненно, впоследствии Серебрякова могла бы стать крупным мастером советского искусства. Но, крайне критически относившаяся к своему творчеству, скромная и застенчивая, в 20-е годы Серебрякова не решается браться за такие заказы, как агитационные плакаты, оформление общественных зданий и массовых революционных празднеств. В эти годы она много занимается написанием портретов, пейзажей Царского села, Гатчины, дворцовых интерьеров.
В 1924 году она стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке, которая была устроена с целью материальной помощи художникам. Из 14 представленных Зинаидой Евгеньевной произведений два были проданы сразу же. На вырученные деньги она, обременённая заботами о семье (на её руках - четверо детей и мать), решается на заграничную поездку с целью устройства выставки, получения заказов.
Осенью 1924 Серебрякова с помощью А.Бенуа выезжает в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Однако вернуться ей не удалось, и она оказывается оторванной от Родины и детей (двух младших детей, однако, ей удалось вскоре вернуть). Все те небольшие деньги, которые ей удается заработать, она отправляет обратно в Россию.
В 1926 ею году была начата серия портретов местных бретонских рыбаков и крестьян.
В 1920 - 1930-х годах состоялось несколько персональных выставок в Париже, к которым проявляли большой интерес приверженцы реалистического искусства.
Зинаида много путешествует. В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
Исполнила цикл декоративных панно для особняка Ж.де Брауэра под Брюсселем (1934-1935). Оставила большое живописное и графическое наследие, западная часть которого в целом уступает русской части по свежести и новизне образов.
Ещё в середине 30-х годов Серебрякова собиралась вернуться на родину. Но затянулись заказные оформительские работы в Бельгии, а затем грянула вторая мировая война.
Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.
После войны во времена хрущёвской оттепели её зовут на родину дети, по поручению Союза художников СССР и Академии художеств СССР Зинаиду Евгеньевну навещают известные художники: Д.А.Шмаринов, С.В.Герасимов и др.
В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе.
Весной 1965 года 80-летняя художница осуществила давнюю мечту — приехала из Парижа в Москву, где открывалась её первая на территории СССР персональная выставка.
В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В соответствии с завещанием художницы огромная коллекция ее работ (больше 200 полотен) была возвращена в Россию и передана наследниками в дар музеям.

Кроме известной серии автопортретов Серебряковой ее "балетные картины" также получили большую популярность. Представляю здесь 6 картин и 7 портретов Зинаиды Серебряковой.

 (278x420, 34Kb)

З.Серебрякова Балетные этюды

 (600x580, 84Kb)

З.Серебрякова Балерины в уборной

 (329x540, 61Kb)

З.Серебрякова Балетная уборная

 (538x698, 135Kb)

З.Серебрякова Балетная уборная. Снежинки 1923 г.

 (699x538, 165Kb)

З.Серебрякова Снежинки.Щелкунчик 1923 г.

 (491x397, 52Kb)

З.Серебрякова Девочки - сильфиды 1924 г.

 (490x699, 52Kb)

З.Серебрякова Портрет Георгия Баланчивадзе в костюме Вакха.

 (348x511, 24Kb)

З.Серебрякова Портрет балерины А.Д.Даниловой в костюме для балета "Павильон Армиды" 1922 г.

 (349x458, 269Kb)

З.Серебрякова Портрет балерины Л.А.Ивановой в театральном костюме 1922 г.

 (350x468, 269Kb)

З.Серебрякова Портрет балерины Е.Н.Гейденрейх в красном 1923 г.

 (391x556, 37Kb)

З.Серебрякова Портрет балерины Е.Н.Гейденрейх в белом парике 1924 г.

 (351x546, 30Kb)

З.Серебрякова Портрет балерины В.К.Ивановой в костюме испанки 1924 г.

 (500x349, 27Kb)

З.Серебрякова Отдыхающая балерина.Портрет М.С.Добролюбовой 1924 г.

 (650x548, 89Kb)

З.Серебрякова В балетной уборной (Большие балерины) 1922 г. Частная коллекция

 (471x600, 60Kb)

З.Серебрякова В балетной уборной (Лебединое озеро) 1924 г. Русский музей, СПб

 (419x500, 55Kb)

З.Серебрякова Голубые балерины 1922 г. Русский музей, СПб

 (435x600, 59Kb)

З.Серебрякова Портрет балерины Е.А.Свекис в костюме для балета "Фея кукол" 1923 г. Театральный музей Бахрушина, Москва

 (425x650, 64Kb)

З.Серебрякова Две балерины 1922-24 г.г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий