Александр Ступников док. фильм "Изгои"
Изгои - 1 Часть
http://www.youtube.com/watch? feature=player_embedded&v= casYJbGLpXk
Изгои - 2 Часть
http://www.youtube.com/watch? v=xYsKMPuLtlA&feature=related
Изгои - 3 Часть
http://www.youtube.com/watch? v=b7SKvIzNqQk&feature=related
Изгои - 4 Часть
http://www.youtube.com/watch? v=92Nh34lYvs4&feature=related
Известный журналист Алекс андр СТУПНИКОВ снял документальный фильм о
Второй мировой войне. Лента еще не вышла в широкий прокат, но уже наделала
много шума и обещает быть скандальной. Автор обратился к теме, которая ни
разу не звучала. О еврейском партизанском движении в Европе; о том, как
оно зародилось и как выживало; как не только нацисты, но и местные жители
расправлялись с евреями. О событиях тех дней рассказывают очевидцы,
которых Ступников разыскал в Беларуси, Литве, Польше, Словении…
- Саша , как возникла идея фильма?
- Это произошло довольно просто, как и все в этой жизни. Я начал готовить
совсем другой проект, причем и интересный для меня, и необычный, и даже
коммерчески привлекательный. Но внезапно вышел на тему партизанского движ-
ения в годы войны. Все оказалось далеко не так однозначно, как нам говори
ли в советские времена. С другой стороны, антифашистов, патриотов нынче
стали красить тоже однобоко. Свобода слова там, где к ней не готовы, это и
свобода глупости и поверхностности… Я и раньше слышал о еврейских партиз-
анских отрядах. И вдруг эта тема всплыла.
Оказалось, что она совершенно не изучена, более того - всегда замалчивала-
сь. Даже на Западе более чем за полвека о еврейских партизанах никто ничего не снял.
И написано очень мало. Всё только вселенский плач о Холокосте!
В коммунистических странах тема тем более не звучала. Более того, оказало-
сь, что и еврейский истеблишмент почему-то "предпочитает" говорить только
о жертвах и только вскользь о героизме и борьбе.
У меня возник вопрос: "Почему?"
Со временем этих "почему" становилось всё больше, и я начал работать.
Сначала только в Беларуси. Искал ответы на вопросы: как еврейские партиза-
нские отряды появились, как выжили в Холокосте, почему именно в Беларуси
таких отрядов было подавляющее большинство, в каких условиях они создавал-
ись, с какими трудностями сталкивались? Но потом понял, что еврейские пар-
тизаны здесь - это часть общего Сопротивления, еврейского Сопротивления всей Европы. И всплыла тема даже не Холокоста, без которой невозможно говорить о еврейском Сопротивлении, а коллаборационистов. Так и пошло-поехало
...
Поэтому фильм назван "Изгои"?
>
> - Название пришло уже в ходе работы над материалами. Я вдруг увидел �C на
> основании того, что услышал и собрал, - совсем другой подход к этой теме
> . Во время войны евреи на самом деле неожиданно для себя оказались одни
> - один на один со смертью и несправедливостью. Пришла война и нацисты. И
> одни соседи начали убивать евреев, как в Балтии. Другие смотрели и отвора
> чивались. А чтобы оправдаться перед собой, обвиняли евреев в коммунизме и
> во всех смертных грехах. Третьи - спокойно забирали их имущество и вселя
> лись в их дома. Четвертые - сами не убивали, но собирали евреев в эшелоны
> и депортировали. Или поступали, как болгары, которые своих евреев - пять
> десят тысяч человек - Гитлеру не отдали, но, будучи его союзником, оккупи
> ровали Македонию и Северную Грецию и всех тамошних евреев "преподнесли" н
> емцам. И так далее...
> В итоге - миллионов людей как будто не было на этой земле. Только в Белар
> уси погибли 800 тысяч евреев. В Польше до войны их проживало более трех м
> иллионов. А сегодня - где-то шесть тысяч. Те евреи, кому повезло выжить,
> кто был в подполье или ушел в партизаны, там тоже нередко оказывались оди
> ноки. И в партизанах встречался антисемитизм, и не хотели принимать еврей
> ских беженцев, и верили слухам немцев, что беженцы из гетто - это засланн
> ые агенты. Всякое бывало. Но то, что было в Украине, в Польше, в странах
> Балтии - просто кошмар!
>
> Я, например, и раньше встречал информацию о том, что, скажем, в Польше ев
> реев не любили. Это не новость. Но то, что в Литве и Беларуси еврейские п
> артизаны погибали не только от рук немцев или полицаев, но и от рук польс
> ких партизан, - меня удивило. И это были не единичные случаи. Иначе я бы
> на такие факты не клюнул… Или, например, я впервые узнал, что из всех стр
> ан Восточной Европы, только в Беларуси немцы не смогли поднять местное на
> селение на еврейские погромы и потому начали уничтожение сами. При помощи
> завезенных сюда карателей из соседних стран. Я не знал, например, и то,
> что, когда немецких евреев вывезли в Минск (и в Ригу), то у них было свое
> гетто в гетто, своя проходная, паек, своя полиция. Хотя уничтожали всех
> одинаково.
> То есть Холокост, который обычно валят только на немцев, - "заслуга" не о
> тдельных выродков, а, в сущности, та же коллективная вина (за исключением
> Беларуси). Поэтому об этом стараются не говорить, поэтому антисемитизм ж
> ив и тлеет. До своего нового часа.
>
> - Но почему сами евреи столько лет молчат об этом?
>
> - Те, кого в годы войны убивали тысячами, тоже думали (и об этом говоритс
> я в фильме), что " такого" не может быть. Оказалось, все может быть. Всю
> вину за геноцид свалили на немцев…
>
> Но посмотрите: даже в западных цивилизованных странах, когда евреев увози
> ли "на переселение", в лагеря уничтожения, абсолютное большинство их сосе
> дей вздохнули спокойно. Имущество и дома-то остались. Есть где жить и спа
> ть! И можно повесить свою вывеску над лавочкой или мастерской. Евреи даже
> в партизанах нередко были изгоями, и принимало их только коммунистическо
> е подполье. Пусть не без проблем, но все-таки советские партизаны их прин
> имали. Кому это на Западе понравится?
> Сегодня у грамотного человека нацистская пропаганда, списанная у русских
> черносотенцев, вызывает почти смех. Мне в фильме молодой нацист говорит,
> что большевизм - это интернациональный жидизм. И ведь не он один так счит
> ает! И когда пришли сильные, когда казалось, что они победили, что это и
> есть новые хозяева новой Европы, очень многие тоже стали так же считать.
> И уничтожать, хапать, делать вид, что ничего не происходит. Я оставил это
> го парня в фильме только потому, что он сегодня вслух говорит то, что не
> так уж редко другие думают или говорят дома…
>
> А вообще я просто влюбился в тех, с кем работал. За их открытость. За их
> мужество. За их волю к жизни. Мне было по-человечески здорово познакомить
> ся и с этими людьми, и с честными историками. Я знаю, что ничего не могу
> изменить. Ну и что? Это не аргумент, чтобы молчать и смотреть, как старая
> зараза под разными другими соусами ползает снова.
>
> - С какими трудностями пришлось сталкиваться в процессе работы? Возникали
> ли какие-то препятствия?
>
> - Препятствий никаких и нигде не было. Ни в Беларуси, ни в странах Балтии
> , ни в Центральной Европе. Возникала чисто техническая проблема, когда я
> понял, что надо снимать в разных странах: я уже не мог обойтись только св
> оими силами. Гостиницы, бензин, текущие расходы на поездку. Это стало дав
> ить. ТВ-съемки - это прежде всего деньги и затраты. И немалые. Тогда я ак
> куратно обратился в три солидные еврейские конторы. Например, в небедный
> Евроазиатский еврейский конгресс или, поддавшись советам друзей, - к совл
> адельцу крупного латышского "Парекс Банка". Даже не за финансированием, ч
> тобы не напрягать, а за "содействием" - просил "прикрыть" хотя бы несколь
> ко поездок в Литву, Латвию, Украину, Польшу…
>
> В ту же Словакию, где я нашел последнего еще живого командира еврейского
> партизанского отряда. Просто проект тянул из моего кармана больше, чем я
> предполагал. И я не успевал "пахать" на гонорары, чтобы вкладывать их в н
> его.
> Великолепно ответил третий "корреспондент" по этому поводу - председатель
> совета директоров одного балтийского банка и тоже большой еврейский акти
> вист.
> - А где я буду в этом фильме? - спросил он.
> - А вы что, тоже были в партизанах? - спросил я.
> - Но если меня там не будет, то какой мне смысл? - логично объяснил он и
> отказался… И тогда мне стало легче. Я понял, что так же, как и мои герои
> (живые и погибшие), просто должен сделать то, что задумал. Как и они - во
> преки. Вопреки деньгам, равнодушию "баблового быдла", обывателю, мечущему
> ся между кухней, магазином и туалетом. Вопреки тому, что кому-то что-то н
> е понравится. Вопреки растерянности, которую я видел у зрителей после нес
> кольких просмотров.
>
> - Какой эпизод, на ваш взгляд, стал самым ярким в фильме?
>
> - Таких эпизодов много. Я просто влюбился в партизанку Фаню Бранцовскую и
> з Литвы. Ее недавно дернули в литовскую прокуратуру, потому что ее отряд
> разгромил самооборону в деревне Конюкай (Конюхи). Эту самооборону вооружи
> ли немцы против партизан. Во время боя там погибли и мирные жители. Это,
> говоря сегодняшним языком, семьи полицаев. Так вот, нельзя было их трогат
> ь. Надо было, как немцы, селекцию устраивать. Партизанский геноцид получи
> лся.
> Меня очень резануло, как выживший в рижском гетто пожилой умный человек с
> казал искренне, что он всю жизнь себе не может простить, что не пошел со
> своей матерью на расстрел. В Риге в гетто сначала расстреляли всех женщин
> , стариков и детей, а мужчин оставляли работать.
>
> Люди почему-то были искренни перед камерой…
>
> Кто-то из интервьюируемых вспомнил, что среди десантников-партизан, засыл
> аемых их Москвы, особо примечал сибиряков. Очень светлые, исконно русские
> люди были напрочь лишены даже намека на антисемитизм.
>
> Или чистокровный еврей-разведчик в немецком вермахте, когда он говорил, ч
> то был близок к самоубийству, потому что ему казалось, что он мало делает
> для Родины.
> Или командир словацкого еврейского отряда почти в триста человек рассказы
> вал о Словацком восстании, как это было, как они дружили, как там была ро
> та из евреев-ортодоксов….
>
> - Саша , где будет показан этот фильм? Сможет ли его посмотреть белорусск
> ий зритель? Не предлагали ли вы его, например, Белорусскому телевидению?
>
>
> - Русскоязычное ТВ сегодня, по-моему, как и в прежние времена, живет поли
> тико-историческими мифами и скармливает эти мифы зрителю. Много передерги
> вания или подтасовок под ту или иную концепцию. И то, что эти концепции и
> представления не едины, как раньше, не помогает, а только создает мешани
> ну в голове у неподготовленного человека. Выхваченные или подобранные фак
> ты и фактики вроде что-то говорят, и вроде все солидно, но все равно - о
> мифах.
> Я не делал этот фильм под заказ. Я рассказал о том, что узнал. А поскольк
> у малоизвестных фактов было много, я их не нанизывал на какую-то концепци
> ю "за" или " против". Просто попытался понять через Холокост, коллабораци
> онизм и партизан, - что тогда происходило и с евреями, и с их соседями.
>
> В фильме есть то, что не понравится кому-то в странах Балтии, в Польше, в
> Украине. Многое - о чем не принято говорить. Я сознательно не стал нагне
> тать скандальность каких-то фактов или моментов. Что-то пришлось разжеват
> ь, потому что на Западе на самом деле не так много знают о той войне. И в
> этом нет ничего удивительного. У людей короткая память. Иначе бы веками
> не повторялось одно и то же. В Израиле очень мало или почти не знают даже
> о самом факте существования еврейских партизан.
> Я сделал этот фильм, как увидел. Сделал так, как хотел показать своим дет
> ям. Сделал - как подарок тем замечательным людям, с которыми встретился,
> пока над ним работал. Я ничего никому не доказываю этим фильмом, кроме се
> бя самого.
>
> Есть древняя еврейская истина: "Если не ты за себя, то кто же? Но если ты
> только для себя, то зачем ты?"
>
> Значит, мне это было нужно. Разве может быть более серьёзный стимул, чтобы жить и уважать себя?
--- On Wed, 8/15/12, Mark S <http://us.mc1638.mail.yahoo. com/mc/compose?to=usmarkint% 40yahoo.com> wrote:
Изгои - 1 Часть
http://www.youtube.com/watch?
Изгои - 2 Часть
http://www.youtube.com/watch?
Изгои - 3 Часть
http://www.youtube.com/watch?
Изгои - 4 Часть
http://www.youtube.com/watch?
Известный журналист Алекс андр СТУПНИКОВ снял документальный фильм о
Второй мировой войне. Лента еще не вышла в широкий прокат, но уже наделала
много шума и обещает быть скандальной. Автор обратился к теме, которая ни
разу не звучала. О еврейском партизанском движении в Европе; о том, как
оно зародилось и как выживало; как не только нацисты, но и местные жители
расправлялись с евреями. О событиях тех дней рассказывают очевидцы,
которых Ступников разыскал в Беларуси, Литве, Польше, Словении…
- Саша , как возникла идея фильма?
- Это произошло довольно просто, как и все в этой жизни. Я начал готовить
совсем другой проект, причем и интересный для меня, и необычный, и даже
коммерчески привлекательный. Но внезапно вышел на тему партизанского движ-
ения в годы войны. Все оказалось далеко не так однозначно, как нам говори
ли в советские времена. С другой стороны, антифашистов, патриотов нынче
стали красить тоже однобоко. Свобода слова там, где к ней не готовы, это и
свобода глупости и поверхностности… Я и раньше слышал о еврейских партиз-
анских отрядах. И вдруг эта тема всплыла.
Оказалось, что она совершенно не изучена, более того - всегда замалчивала-
сь. Даже на Западе более чем за полвека о еврейских партизанах никто ничего не снял.
И написано очень мало. Всё только вселенский плач о Холокосте!
В коммунистических странах тема тем более не звучала. Более того, оказало-
сь, что и еврейский истеблишмент почему-то "предпочитает" говорить только
о жертвах и только вскользь о героизме и борьбе.
У меня возник вопрос: "Почему?"
Со временем этих "почему" становилось всё больше, и я начал работать.
Сначала только в Беларуси. Искал ответы на вопросы: как еврейские партиза-
нские отряды появились, как выжили в Холокосте, почему именно в Беларуси
таких отрядов было подавляющее большинство, в каких условиях они создавал-
ись, с какими трудностями сталкивались? Но потом понял, что еврейские пар-
тизаны здесь - это часть общего Сопротивления, еврейского Сопротивления всей Европы. И всплыла тема даже не Холокоста, без которой невозможно говорить о еврейском Сопротивлении, а коллаборационистов. Так и пошло-поехало
...
Поэтому фильм назван "Изгои"?
>
> - Название пришло уже в ходе работы над материалами. Я вдруг увидел �C на
> основании того, что услышал и собрал, - совсем другой подход к этой теме
> . Во время войны евреи на самом деле неожиданно для себя оказались одни
> - один на один со смертью и несправедливостью. Пришла война и нацисты. И
> одни соседи начали убивать евреев, как в Балтии. Другие смотрели и отвора
> чивались. А чтобы оправдаться перед собой, обвиняли евреев в коммунизме и
> во всех смертных грехах. Третьи - спокойно забирали их имущество и вселя
> лись в их дома. Четвертые - сами не убивали, но собирали евреев в эшелоны
> и депортировали. Или поступали, как болгары, которые своих евреев - пять
> десят тысяч человек - Гитлеру не отдали, но, будучи его союзником, оккупи
> ровали Македонию и Северную Грецию и всех тамошних евреев "преподнесли" н
> емцам. И так далее...
> В итоге - миллионов людей как будто не было на этой земле. Только в Белар
> уси погибли 800 тысяч евреев. В Польше до войны их проживало более трех м
> иллионов. А сегодня - где-то шесть тысяч. Те евреи, кому повезло выжить,
> кто был в подполье или ушел в партизаны, там тоже нередко оказывались оди
> ноки. И в партизанах встречался антисемитизм, и не хотели принимать еврей
> ских беженцев, и верили слухам немцев, что беженцы из гетто - это засланн
> ые агенты. Всякое бывало. Но то, что было в Украине, в Польше, в странах
> Балтии - просто кошмар!
>
> Я, например, и раньше встречал информацию о том, что, скажем, в Польше ев
> реев не любили. Это не новость. Но то, что в Литве и Беларуси еврейские п
> артизаны погибали не только от рук немцев или полицаев, но и от рук польс
> ких партизан, - меня удивило. И это были не единичные случаи. Иначе я бы
> на такие факты не клюнул… Или, например, я впервые узнал, что из всех стр
> ан Восточной Европы, только в Беларуси немцы не смогли поднять местное на
> селение на еврейские погромы и потому начали уничтожение сами. При помощи
> завезенных сюда карателей из соседних стран. Я не знал, например, и то,
> что, когда немецких евреев вывезли в Минск (и в Ригу), то у них было свое
> гетто в гетто, своя проходная, паек, своя полиция. Хотя уничтожали всех
> одинаково.
> То есть Холокост, который обычно валят только на немцев, - "заслуга" не о
> тдельных выродков, а, в сущности, та же коллективная вина (за исключением
> Беларуси). Поэтому об этом стараются не говорить, поэтому антисемитизм ж
> ив и тлеет. До своего нового часа.
>
> - Но почему сами евреи столько лет молчат об этом?
>
> - Те, кого в годы войны убивали тысячами, тоже думали (и об этом говоритс
> я в фильме), что " такого" не может быть. Оказалось, все может быть. Всю
> вину за геноцид свалили на немцев…
>
> Но посмотрите: даже в западных цивилизованных странах, когда евреев увози
> ли "на переселение", в лагеря уничтожения, абсолютное большинство их сосе
> дей вздохнули спокойно. Имущество и дома-то остались. Есть где жить и спа
> ть! И можно повесить свою вывеску над лавочкой или мастерской. Евреи даже
> в партизанах нередко были изгоями, и принимало их только коммунистическо
> е подполье. Пусть не без проблем, но все-таки советские партизаны их прин
> имали. Кому это на Западе понравится?
> Сегодня у грамотного человека нацистская пропаганда, списанная у русских
> черносотенцев, вызывает почти смех. Мне в фильме молодой нацист говорит,
> что большевизм - это интернациональный жидизм. И ведь не он один так счит
> ает! И когда пришли сильные, когда казалось, что они победили, что это и
> есть новые хозяева новой Европы, очень многие тоже стали так же считать.
> И уничтожать, хапать, делать вид, что ничего не происходит. Я оставил это
> го парня в фильме только потому, что он сегодня вслух говорит то, что не
> так уж редко другие думают или говорят дома…
>
> А вообще я просто влюбился в тех, с кем работал. За их открытость. За их
> мужество. За их волю к жизни. Мне было по-человечески здорово познакомить
> ся и с этими людьми, и с честными историками. Я знаю, что ничего не могу
> изменить. Ну и что? Это не аргумент, чтобы молчать и смотреть, как старая
> зараза под разными другими соусами ползает снова.
>
> - С какими трудностями пришлось сталкиваться в процессе работы? Возникали
> ли какие-то препятствия?
>
> - Препятствий никаких и нигде не было. Ни в Беларуси, ни в странах Балтии
> , ни в Центральной Европе. Возникала чисто техническая проблема, когда я
> понял, что надо снимать в разных странах: я уже не мог обойтись только св
> оими силами. Гостиницы, бензин, текущие расходы на поездку. Это стало дав
> ить. ТВ-съемки - это прежде всего деньги и затраты. И немалые. Тогда я ак
> куратно обратился в три солидные еврейские конторы. Например, в небедный
> Евроазиатский еврейский конгресс или, поддавшись советам друзей, - к совл
> адельцу крупного латышского "Парекс Банка". Даже не за финансированием, ч
> тобы не напрягать, а за "содействием" - просил "прикрыть" хотя бы несколь
> ко поездок в Литву, Латвию, Украину, Польшу…
>
> В ту же Словакию, где я нашел последнего еще живого командира еврейского
> партизанского отряда. Просто проект тянул из моего кармана больше, чем я
> предполагал. И я не успевал "пахать" на гонорары, чтобы вкладывать их в н
> его.
> Великолепно ответил третий "корреспондент" по этому поводу - председатель
> совета директоров одного балтийского банка и тоже большой еврейский акти
> вист.
> - А где я буду в этом фильме? - спросил он.
> - А вы что, тоже были в партизанах? - спросил я.
> - Но если меня там не будет, то какой мне смысл? - логично объяснил он и
> отказался… И тогда мне стало легче. Я понял, что так же, как и мои герои
> (живые и погибшие), просто должен сделать то, что задумал. Как и они - во
> преки. Вопреки деньгам, равнодушию "баблового быдла", обывателю, мечущему
> ся между кухней, магазином и туалетом. Вопреки тому, что кому-то что-то н
> е понравится. Вопреки растерянности, которую я видел у зрителей после нес
> кольких просмотров.
>
> - Какой эпизод, на ваш взгляд, стал самым ярким в фильме?
>
> - Таких эпизодов много. Я просто влюбился в партизанку Фаню Бранцовскую и
> з Литвы. Ее недавно дернули в литовскую прокуратуру, потому что ее отряд
> разгромил самооборону в деревне Конюкай (Конюхи). Эту самооборону вооружи
> ли немцы против партизан. Во время боя там погибли и мирные жители. Это,
> говоря сегодняшним языком, семьи полицаев. Так вот, нельзя было их трогат
> ь. Надо было, как немцы, селекцию устраивать. Партизанский геноцид получи
> лся.
> Меня очень резануло, как выживший в рижском гетто пожилой умный человек с
> казал искренне, что он всю жизнь себе не может простить, что не пошел со
> своей матерью на расстрел. В Риге в гетто сначала расстреляли всех женщин
> , стариков и детей, а мужчин оставляли работать.
>
> Люди почему-то были искренни перед камерой…
>
> Кто-то из интервьюируемых вспомнил, что среди десантников-партизан, засыл
> аемых их Москвы, особо примечал сибиряков. Очень светлые, исконно русские
> люди были напрочь лишены даже намека на антисемитизм.
>
> Или чистокровный еврей-разведчик в немецком вермахте, когда он говорил, ч
> то был близок к самоубийству, потому что ему казалось, что он мало делает
> для Родины.
> Или командир словацкого еврейского отряда почти в триста человек рассказы
> вал о Словацком восстании, как это было, как они дружили, как там была ро
> та из евреев-ортодоксов….
>
> - Саша , где будет показан этот фильм? Сможет ли его посмотреть белорусск
> ий зритель? Не предлагали ли вы его, например, Белорусскому телевидению?
>
>
> - Русскоязычное ТВ сегодня, по-моему, как и в прежние времена, живет поли
> тико-историческими мифами и скармливает эти мифы зрителю. Много передерги
> вания или подтасовок под ту или иную концепцию. И то, что эти концепции и
> представления не едины, как раньше, не помогает, а только создает мешани
> ну в голове у неподготовленного человека. Выхваченные или подобранные фак
> ты и фактики вроде что-то говорят, и вроде все солидно, но все равно - о
> мифах.
> Я не делал этот фильм под заказ. Я рассказал о том, что узнал. А поскольк
> у малоизвестных фактов было много, я их не нанизывал на какую-то концепци
> ю "за" или " против". Просто попытался понять через Холокост, коллабораци
> онизм и партизан, - что тогда происходило и с евреями, и с их соседями.
>
> В фильме есть то, что не понравится кому-то в странах Балтии, в Польше, в
> Украине. Многое - о чем не принято говорить. Я сознательно не стал нагне
> тать скандальность каких-то фактов или моментов. Что-то пришлось разжеват
> ь, потому что на Западе на самом деле не так много знают о той войне. И в
> этом нет ничего удивительного. У людей короткая память. Иначе бы веками
> не повторялось одно и то же. В Израиле очень мало или почти не знают даже
> о самом факте существования еврейских партизан.
> Я сделал этот фильм, как увидел. Сделал так, как хотел показать своим дет
> ям. Сделал - как подарок тем замечательным людям, с которыми встретился,
> пока над ним работал. Я ничего никому не доказываю этим фильмом, кроме се
> бя самого.
>
> Есть древняя еврейская истина: "Если не ты за себя, то кто же? Но если ты
> только для себя, то зачем ты?"
>
> Значит, мне это было нужно. Разве может быть более серьёзный стимул, чтобы жить и уважать себя?
--- On Wed, 8/15/12, Mark S <http://us.mc1638.mail.yahoo.
From: Mark S <http://us.mc1638.mail.yahoo.com/mc/compose?to=usmarkint@ yahoo.com>
Subject: Евреи в космосе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий